Городская Дума Нижнего Новгорода

Виды Нижнего Новгорода. Фото Шемякина Б.А.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

УСТАВ ГОРОДА | РЕГЛАМЕНТ ДУМЫ | НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Торгово-промышленная палата Нижегородской области

Благотворительный Фонд "Нижегородский"

«Саморегулируемое объединение нижегородских строителей» (НП «СОНС»)

Книга «Нижний Новгород. 785 вопросов и ответов»

На публичные слушания 7.12.2010

ДОКЛАД

К ПРОЕКТУ БЮДЖЕТА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

НА 2011 ГОД

 

Уважаемые нижегородцы!

 

Позвольте представить Вашему вниманию проект бюджета города на 2011 год.

В начале своего выступления хочу сказать, что в соответствии с Бюджетным кодексом одновременно с бюджетом в городскую Думу представлен среднесрочный финансовый план, определяющий основные параметры бюджета города (доходы, расходы, дефицит) на три года вперед.

Примечание:

Основные параметры среднесрочного финансового плана

города Нижнего Новгорода на 2011-2013 годы

Таблица 1.1

млрд.руб.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы бюджета города Нижнего Новгорода

14,4

18,2

17,0

17,0

Расходы города Нижнего Новгорода

14,9

19,2

18,0

17,9

Дефицит (-), профицит (+)

-0,5

-1,0

-1,0

-0,9

Планирование бюджета основывалось на консервативном прогнозе развития экономической ситуации, подтверждаемом итогами социально-экономического развития Нижнего Новгорода за текущий год.

Одной из основных задач, как и в 2010 году, была разработка реалистичных параметров бюджета и принятие обязательств, которые могут быть финансово обеспечены.

А теперь, предлагаю рассмотреть основные показатели бюджета города Нижнего Новгорода на 2011 год.

Бюджетная политика в области доходов

При формировании доходной части бюджета города Нижнего Новгорода на 2011 год были учтены:

- основные параметры социально-экономического развития города на 2011 год;

- нормативы отчислений от налогов согласно законодательству РФ и Нижегородской области;

- сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов за предыдущие периоды;

- информация отраслевых департаментов и комитетов о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей;

- изменения налогового и бюджетного законодательства.

 

В проекте бюджета города на 2011 год сумма доходов составляет 18,2 млрд. руб., в том числе:

- собственные доходы составляют 12,0 млрд. руб. или 65,8 %;

- безвозмездные поступления 6,2 млрд. руб. или 34,2 %.

Собственные доходы складываются из налоговых и неналоговых.

Налоговые доходы бюджета на 2011 год запланированы в сумме 9,3 млрд. руб., что на 457,0 млн. руб. больше чем в 2010 году.

Основную часть налоговых поступлений составят:

- налог на доходы физических лиц – 6,3 млрд. руб. или 67,4 % от налоговых доходов (в 2010 году 6,2 млрд. руб. или 69,5%);

- земельный налог – 886,9 млн. руб. или 9,5% от налоговых доходов (в 2010 году 855,2 млн. руб. или 9,6%);

- налог на имущество организаций- 865,3 млн. руб. или 9,3% от налоговых доходов (в 2010 году 737,9 млн. руб. или 8,3%);

- единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)-798,9 млн. руб. или 8,5 % от налоговых доходов (в 2010 году 793,8 млн. руб. или 8,9 %).

 

Значительный рост налога на имущество организаций, как в структуре налоговых доходов, так и к уровню прошлого года, подтверждает благоприятные прогнозы о постепенном восстановлении экономики города.

Среднегодовая стоимость имущества организаций, подлежащего налогообложению, по сравнению с 2010 годом выросла на 17% и составила 196,7 млрд. руб.

Однако изменение налогового законодательства в части сроков уплаты налога на имущество физических лиц, лишило бюджет города на 2011 год поступлений в сумме около 145 млн. руб. Начиная с 2011 года, этот налог будет уплачиваться не в текущем году, а не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог, поэтому поступлений в городской бюджет в 2011 году данного налога не будет.

Одна из основных задач на 2011 год – это максимальное использование неналоговых источников пополнения бюджета.

Неналоговые доходы бюджета на 2011 год запланированы в сумме 2,6 млрд. руб. что на 160,5 млн. руб. больше, чем в 2010 году.

Прогнозируемая структура неналоговых доходов на 2011 год выглядит следующим образом:

- доходы от сдачи в аренду земли составят 854,6 млн. руб. или 32,6 % от неналоговых доходов (в 2010 году - 763,8млн. руб. или 31%);

- доходы от сдачи в аренду муниципального имущества 674,4 млн. руб. или 25,7 % от неналоговых доходов (в 2010 году- 749,5 млн. руб. или 30,5 %);

- доходы от продажи земли и имущества 473,5 млн.руб. или 18,1% от неналоговых доходов (в 2010 году- 416,5млн. руб. или 17%).

На изменение поступлений от сдачи в аренду муниципального имущества повлияли два основных фактора. С одной стороны - активная продажа нежилого фонда арендаторам в 2009-2010 годах, и как следствие, падение доходов по этой статье бюджета с 608,3 млн. руб. в 2010 году до 466,2 млн. руб. в 2011. С другой стороны - планируемый рост поступлений от аренды имущества муниципальной казны со 141,2 млн. руб. в 2010 году до 208,2 млн. руб. в 2011 году.

Рост доходной части бюджета на 3,8 млрд. руб. по сравнению с прошлым годом, безусловно, вызван увеличением в 2 раза суммы межбюджетных трансфертов.

Структура безвозмездных поступлений представлена на слайде.

 

Позвольте перейти к анализу расходной части бюджета.

 

Бюджетная политика в области расходов

 

Исходя из утвержденной концепции бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2011 год, при формировании расходной части бюджета были применены следующие подходы, представленные на слайде:

расходы на заработную плату рассчитаны исходя из среднегодового числа штатных единиц (ставок) по каждой группе работников, среднемесячной ставки заработной платы по тарификации или штатному расписанию, увеличения размеров страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до размера 34,2 %, экономии в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, наличия вакантных должностей в размере 5 % и норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;

расходы на оплату коммунальных услуг в 2011 году рассчитаны в пределах лимитов, утвержденных министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, с учетом прогнозного роста тарифов и соблюдения режима экономии топливно-энергетических ресурсов в размере 5%.

расходы на питание в учреждениях бюджетной сферы рассчитаны, исходя из утвержденной нормы расхода на 1 день по бюджету на 2010 год, планируемого числа койко-дней, дето-дней на 2011 год, и с учетом прогнозируемого среднегодового индекса потребительских цен на 2011 год в размере 107,5%;

расходы на медикаменты рассчитаны исходя из утвержденной нормы расхода на 1 день по бюджету на 2010 год, планируемого числа койко-дней, врачебных посещений, дето-дней, пациенто-дней, вызовов на 2011 год с учетом среднегодового индекса потребительских цен на 2011 год в размере 107,5%;

расходы на капитальный ремонт, приобретение оборудования рассчитаны на уровне исходного плана расходов на 2010 год.

В бюджете Нижнего Новгорода на 2011 год учтены расходы за счет межбюджетных трансфертов, выделяемых из областного бюджета на исполнение переданных муниципалитету отдельных государственных полномочий.

В проекте бюджета общая сумма расходов составляет 19,2 млрд. руб.

На отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт, культуру и кинематографию, средства массовой информации, социальную политику) приходится 10,7 млрд. руб. или 55,9 % от общей суммы расходов.

На слайде Вы можете видеть процентное соотношение отраслей в общем объёме расходов бюджета.

 

Наибольший удельный вес занимают следующие отрасли: образование, жилищно-коммунальное хозяйство, национальная экономика и здравоохранение.

млн. руб.

Раздел

Наименование раздела

Бюджет города на 2010 год

Удельный вес в общей сумме расходов (%)

Бюджет города на 2011 год

Удельный вес в общей сумме расходов (%)

07

Образование

7 176,0

48,04

7 968,9

41,49

05

Жилищно-коммунальное хозяйство

3 307,6

22,15

3 758,3

19,57

04

Национальная экономика

737,5

4,94

3 404,4

17,73

09

Здравоохранение

1 706,9

11,43

1 834,2

9,55

10

Социальная политика

240,5

1,61

387,1

2,02

08

Культура и кинематография

370,3

2,48

374,6

1,95

11

Физическая культура и спорт

111,7

0,75

96,7

0,50

12

Средства массовой информации

21,8

0,15

47,0

0,24

Остальные отрасли

1 263,6

8,45

1 333,4

6,95

 

Всего

14 935,9

100,00

19 204,6

100,00

 

Предлагаю, более детально остановиться на основных статьях расходов проекта бюджета на 2011 год.

Позвольте начать с расходов на содержание и развитие транспортной инфраструктуры города.

 

Транспорт

Уровень развития транспортной инфраструктуры является одним из важнейших показателей инвестиционной привлекательности муниципалитета. И малейшие сбои в системе рождают не просто автомобильные коллапсы, но и реально тормозят экономическое развитие города. Поэтому неслучайно, сегодня, говоря о бюджете 2011 года, нельзя не акцентировать Ваше внимание на запланированных объемах финансирования этой отрасли.

Разрешите напомнить, что за счет городского бюджета содержится только электротранспорт города. Поэтому традиционно из бюджета города дотируются убытки МП "Нижегородэлектротранс" и МП "Нижегородское метро" от перевозки пассажиров по регулируемым тарифам.

В 2011 году расходы бюджета на эти цели составят 342,6 млн. руб. Как не печально, но из-за роста тарифов на энергоресурсы, в 2011 году не удалось избежать увеличения платы за проезд с 11 руб. до 12 руб. с 1 января 2011 года.

В целях обеспечения социальной поддержки отдельных категорий граждан предприятиями городского электротранспорта в 2011 году продолжится реализация льготных месячных проездных билетов и единых социальных проездных билетов.

В 2010 году нижегородскому метро исполнилось 25 лет. В перспективе подземка должна стать не просто локомотивом транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода, но и изменить траекторию развития мегаполиса, сделав логистически непривлекательные районы города более доступными и динамично развивающими. На цели метростроения в 2011 году запланировано почти 1,7 млрд. руб. (за счет областного бюджета 1 623,0 млн. руб. в рамках ОЦП, за счет собственных 60,9 млн. руб.)

Учитывая естественный износ существующего оборудования и предполагаемую возрастающую нагрузку, в бюджете 2011 года запланированы расходы на капитальный ремонт тоннелей метро и подвижного состава городского электротранспорта в сумме 90,9 млн. руб.

Пуск метро в верхней части города планируется на 2012 год.

 

В 2011 планируется продолжить работу по оптимизации потоков автотранспорта в нагорной и заречной части города и по повышению безопасности дорожного движения.

 

На содержание, ремонт и строительство городских дорог в 2011 году предусмотрены расходы в сумме 3,3 млрд. руб., в том числе:

-на ремонт центральных магистралей, дорог местного значения, инженерных сооружений на них, внутридворовых территорий 2,7 млрд. руб., в том числе за счет субсидии из федерального бюджета 987,3 млн. руб. и за счет собственных средств 1,7 млрд. руб.;

- на аварийно-восстановительные работы по Канавинскому мосту 527,0 млн. руб. на условиях софинансирования из областного и городского бюджетов 50 на 50 (из областного бюджета 263,5 млн. руб., за счет собственных средств 263,5 млн. руб.);

- на реконструкцию Окского съезда 182,6 млн. руб., в том числе 146,1 млн. руб. - из областного бюджета, за счет собственных средств 36,5 млн. руб.

И всё же дороги лишь часть окружающей нас городской среды. В 2011 году также будут продолжены работы по благоустройству города.

В частности:

на содержание и развитие сетей освещения в 2011 году запланировано 285,0 млн. руб.,

на капитальный ремонт объектов коммунального хозяйства, сетей тепло-водо снабжения и муниципальных бань – 207,3 млн. руб.

на озеленение города - 170,5 млн. руб.

на содержание и ремонт объектов инженерной защиты города, пляжей, фонтанов, кладбищ – 148,4 млн. руб.

 

Жилищное хозяйство

В 2011 году на финансирование жилищного хозяйства планируется выделить 439,4 млн. руб. Львиная доля запланированных средств будет направлена на выполнение капитального ремонта кровель, фасадов, лифтов, подъездов, внутридомового инженерного оборудования в многоквартирных домах.

Хочу отметить, что это собственные средства города, межбюджетные трансферты на капитальный ремонт жилищного фонда города, получаемые последние годы бюджетом Нижнего Новгорода в 2011 году из вышестоящих бюджетов пока не планируются.

 

Раздел 0700 Образование

В структуре расходов бюджета города, как уже говорилось выше, наиболее значимую долю (41,7%) занимают расходы на образование 8,0 млрд. рублей из них:

- 5,2  млрд. рублей планируется профинансировать за счет средств бюджета города. Доля собственных средств в общем объеме составит 65,0%.

-2,8 млрд. рублей за счет субвенции из областного бюджета. Доля областных средств в общем объеме составит 35,0%.

В целом на отрасль "Образование" в 2011 году запланировано на 792,9 млн. рублей больше, чем в 2010 году. За счет собственных средств расходы увеличены на 523,7 млн. рублей, за счет субвенций из областного бюджета на 269,2 млн. рублей.

Все традиционные расходы: по содержанию учреждений образования (в сумме 7 316,2 млн. руб.), по организации отдыха детей и подростков (в сумме 166,5 млн. руб.), по проведению олимпиад, праздничных мероприятий, выплате городских стипендий одаренным детям (в сумме 15,4 млн. руб.) планируется профинансировать в необходимом объеме.

В 2011, как и в прошлом году на первый план выдвинуто решение проблемы дефицита детских дошкольных учреждений.

Всего на дошкольное образование запланировано 2,8 млрд. руб., что на 365,2 млн. руб. больше чем в 2010 году.

Средства в сумме 172,4 млн. руб., заложенные в бюджете 2011 года на строительство новых детских садов в 38 раз больше, чем в прошлом. (4,5 млн. руб. в 2010 против 172,4 млн. руб. в 2011).

Кроме строительства новых, будет продолжена работа по активному восстановлению старых детских дошкольных учреждений. Все усилия в этом направлении объединены в программу "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Нижнего Новгорода на 2009-2012 годы".

В рамках этой программы на проведение комплексного капитального ремонта, обновление базы технологического, спортивного, медицинского оборудования; приобретение детской мебели; благоустройство территорий МДОУ: ремонт ограждений, асфальтирование, ремонт теневых навесов, оборудования участков малыми формами, наружное электроосвещение, ремонт уличных плескательных бассейнов запланировано 108,4 млн. руб.

 

Понятие "Стандарт образования", постепенно входящее в нашу жизнь, включает не только технологическое оснащение образовательного заведения, но и высокую квалификацию педагогических кадров. Администрация города, помня об этом, и в целях социальной поддержки молодёжи из малообеспеченных семей города в 2011 году запланировала средства в сумме 28,3 млн. руб. на профессиональную переподготовку сотрудников образовательных учреждений и на целевое обучение студентов.

 

Здравоохранение

Общая сумма расходов по отрасли "Здравоохранение" в 2011 году составит почти 2 млрд. руб., в том числе на содержание учреждений здравоохранения предусмотрено 1,5 млрд. руб., что на 100,0 млн. больше чем в 2010 году.

На обеспечение муниципальных лечебно-профилактических учреждений города современным лечебно-диагностическим оборудованием различного функционального назначения; замену устаревшего медицинского оборудования; проведение капитальных и текущих ремонтов в учреждениях здравоохранения; обучение медицинских кадров для работы на современном медицинском оборудовании запланированы 182,4 млн. руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения Нижнего Новгорода и бесплатное обеспечение горожан лекарственными средствами предусмотрены в расходах областного бюджета.

 

Физическая культура и спорт

Одной из наболевших проблем Нижнего является отставание в сфере физкультуры и спорта. Это отставание в долгосрочном периоде порождает резкий всплеск детской заболеваемости, ранней смертности, ухудшение криминогенной обстановки, что, в конечном счете, негативно влияет на дальнейшее развитие города.

Основная задача, сформулированная администрацией города в области развития физкультуры и спорта, звучит так: доступность и массовость. Вот те термины, которые должны характеризовать физкультурное движение в Нижнем Новгороде.

Для реализации этой сложной задачи в 2011 году за счет средств областного бюджета в сумме 75,0 млн. руб. планируется построить физкультурно-оздоровительный комплекс. До 2015 года планируется строительство 8 ФОКов во всех районах Нижнего Новгорода. За счет средств города предусмотрены расходы в сумме 1,4 млн.руб. на подготовку земельных участков к строительству прочих физкультурных объектов. Это работа на перспективу, а в краткосрочном периоде на проведение массовых спортивных мероприятий для горожан с целью пропаганды спорта и здорового образа жизни, для участия наших профессиональных спортсменов в выездных соревнованиях и поощрения победителей, для реализации городской программы "Молодежь Нижнего Новгорода" на 2007-2011 годы предусмотрены расходы в сумме 12,6 млн. руб..

 

Культура и кинематография

Общая сумма расходов по разделу "Культура и кинематография" в 2011 году составит почти 400,0 млн. руб. На содержание общественно-досуговых центров, библиотек, музеев, театров, творческих коллективов запланировано 286,6 млн. руб.

Предусмотрены расходы на проведение различных общегородских мероприятий в сумме 64,4 млн. руб.

Продолжится практика финансирования на конкурсной основе различных социально-значимых проектов, проводимых некоммерческими организациями Нижнего Новгорода.

 

Социальная политика

Непосредственно на социальную политику планируется потратить почти 400 млн. руб. (387,1 млн.руб.)

Сумма адресной социальной помощи отдельным категориям горожан увеличена на 2,0 млн. руб. по сравнению с текущим годом.

На исполнение публичных нормативных обязательств в бюджете города на 2011 год предусмотрено 88,9 млн. руб.

 

Перечень публичных нормативных обязательств Вы можете увидеть на слайде. Помощь будет предоставлена самым незащищенным слоям населения.

Кроме того, будет продолжено финансирование мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий горожан за счет средств бюджетов всех уровней. Общая сумма расходов, направленная на эти мероприятия составит 82,2 млн. руб.

 

В 2011 году на территории города будут действовать 6 городских целевых программ. Общая сумма расходов бюджета, запланированная на их реализацию составит 220,1 млн.руб.

В 2010 году закончили своё действие программа "Развитие туризма в городе Нижнем Новгороде в 2009-2010 годах" и целевая программа "Молодая семья" в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

С 2011 года начнёт реализовываться целевая комплексная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города Нижнего Новгорода на 2011-2013 гг. "Вместе - ради детей!".

 

Структура муниципального долга

 

Одной из приоритетных задач администрации города на 2011 год является эффективное управление муниципальным долгом.

По прогнозам муниципальный долг Нижнего Новгорода на 01.01.2011 года может составить 1 млрд.  17,2 млн. руб., в том числе:

1. Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ всего 117,0 млн. руб.

2. По кредитам кредитных организаций в сумме 900,0 млн.руб.

3. По договорам о предоставлении муниципальных гарантий при выдаче льготных жилищных кредитов в сумме 0,2 млн.руб.

Обслуживание муниципального долга

 

В проекте бюджета запланированы расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 63,5 млн. руб., в том числе:

- процентные платежи по кредитам кредитных организаций в сумме 60,0 млн. руб.;

- процентные платежи Минфину России по "Жилищному проекту" в сумме 2,3 млн. руб., по проекту "Городской общественный транспорт" в сумме 1,2 млн. руб.

 

 

ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАИМСТВОВАНИЙ В 2010 ГОДУ

Запланированный размер дефицита составит 1 млрд. руб. (или 8,6% от собственных доходов).

Напомню, что размер дефицита бюджета муниципалитета, установленный Бюджетным кодексом РФ, не должен превышать 10% от объема собственных доходов.

Дефицит предполагается покрывать за счет банковских кредитов.

 

При формировании бюджета на 2011 год соблюдены все требования Бюджетного кодекса РФ в части планируемого дефицита бюджета, объема муниципального долга, расходов на обслуживание муниципального долга, объема муниципальных заимствований.

 

Резюмируя свой доклад, хочу отметить, что основные черты бюджета 2011 года это - сбалансированность, стабильность и преемственность. Бюджет 2011 – это инструмент стратегии развития Нижнего Новгорода. Администрация города в условиях ограниченности финансовых ресурсов планомерно решает проблемы городского хозяйства, сдерживающие экономическое и социальное развитие Нижнего.

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

© Городская Дума Нижнего Новгорода 1999 г.  

в начало страницы