Городская Дума Нижнего Новгорода

Виды Нижнего Новгорода. Фото Шемякина Б.А.

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

УСТАВ ГОРОДА | РЕГЛАМЕНТ ДУМЫ | НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

 

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе

ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Торгово-промышленная палата Нижегородской области

Благотворительный Фонд "Нижегородский"

«Саморегулируемое объединение нижегородских строителей» (НП «СОНС»)

Книга «Нижний Новгород. 785 вопросов и ответов»

 

Выступление

на публичных слушаниях по обсуждению проекта решения по внесению изменений

в Устав города Нижнего Новгорода

 

Уважаемое собрание!

 

За год, что прошел с момента последнего внесения изменений в Устав города Нижнего Новгорода в ноябре 2009 года, федеральное законодательство о регулировании местного самоуправления в Российской Федерации претерпело ряд изменений.

Было принято более 10 федеральных законов, изменяющих ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», последние - от 27.07.2010 № 191-ФЗ, от 27.07.2010 № 237-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 03.11.2010 № 286-ФЗ. Также при уточнении Устава необходимо учесть изменения, внесенные Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2010 года. Кроме того, состоялось решение суда, в соответствии с которым признано не соответствующим законодательству издание городской Думой правовых актов в форме постановлений, поскольку законодательство позволяет принимать правовые акты в форме решений.

Поэтому необходимо привести Устав города в соответствие с изменившимся законодательством. В процессе подготовки проекта постановления в городскую Думу поступил протест прокурора города Нижнего Новгорода, который также обратил внимание депутатов на необходимость привести Устав города в соответствие с законодательством.

Проект Устава был опубликован для всеобщего ознакомления в газете «День города. Нижний Новгород». Данный проект нуждается в дополнении, поскольку с этого времени произошло значительное изменение законодательства.

 

Во-первых, был принят ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», в соответствии с которым Уставом города необходимо установить численность избирательной комиссии. Численность комиссии может быть 6, 8, 10, 12 человек. В составе ныне действующей комиссии 11 членов с правом решающего голоса. Предлагается 12.

Кроме того, предлагается уточнить название избирательной комиссии: слова «избирательная комиссия города Нижнего Новгорода» в соответствующих падежах заменить словами «избирательная комиссия муниципального образования город Нижний Новгород» в соответствующих падежах – такое наименование применяется законодательством о выборах, а также статьей 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (данные изменения касаются статей 7, 15 Устава города

 

Изменения были внесены в статью 16 131-ФЗ, касающуюся вопросов местного значения – то есть того, чем непосредственно занимается местное самоуправление.

Федеральными законами был изменен перечень вопросов местного значения, поэтому необходимо внести соответствующие изменения в статью 8 Устава:

«присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городе Нижнем Новгороде, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;

«оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;»

Также ОМС теперь наделены правом, но не обязанностью создавать муниципальную пожарную охрану (статья 8.1 Устава).

Также уточняется, что полномочия, не относящиеся к вопросам местного значения, ОМС имеют право осуществлять за счет доходов бюджета города Нижнего Новгорода, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

 

В связи с уточнением вопросов местного значения необходимо уточнить полномочия органов МС, которые эти полномочия должны обеспечивать – городская Дума и администрация города – статьи 29 и 43 соответственно.

Дума (статья 29):

«принятие порядка оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству»

Администрация (статья 43):

«утверждает долгосрочные муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализует муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организует и проводит мероприятия, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»;

«осуществляет муниципальный контроль в области торговой деятельности, разрабатывает и утверждает проекты программ развития торговли, формирует схемы размещения нестационарных торговых объектов»;

«организует проведение энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд города Нижнего Новгорода.»;

«оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству»;

«формирует и размещает муниципальный заказ, выступает заказчиком по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, обеспечиваемых за счет средств бюджета города»;

 

С 1 января 2010 года вступает в силу ФЗ от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений».

Необходимо уже сейчас подготовиться к данной ситуации и внести соответствующие изменения в Устав города.

Так, и ГД, и администрация «, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом» (статьи 29 и 41 Устава).

Также администрация не только создает муниципальные предприятия и учреждения», но и «осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями» (статья 43 Устава).

 

3 октября 2008 года принят Закон Нижегородской области 133-З «О гарантиях осуществления полномочий депутата, выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Нижегородской области».

В Устав города ранее были внесены гарантии депутатам и главе города. Впоследствии в связи с изменением федерального законодательства гарантии главе города были исключены из Устава города. В конце 2009 года в фЗ вновь были внесены изменения, которые главу города, избранного из состава депутатов городской Думы, отнесли к выборным должностным лицам местного самоуправления. Таким образом, в статье 38 необходимо уточнение, что глава города является не только высшим должностным лицом местного самоуправления, но и выборным должностным лицом местного самоуправления. В связи с этим необходимо предусмотреть Уставом и гарантии для осуществления его полномочий, а также ограничения (статья 38):

«11. К гарантиям осуществления полномочий главы города Нижнего Новгорода относятся:

1) обеспечение условий для осуществления своих полномочий;

2) реализация права правотворческой инициативы;

3) реализация права на посещение органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, на прием в первоочередном порядке должностными лицами;

4) реализация права на обращение;

5) реализация права на получение информации;

6) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) медицинское страхование и социальное страхование;

8) право на дополнительное профессиональное образование;

9) возмещение расходов;

10) оплата труда;

11) гарантии прав при прекращении полномочий;

12) пенсионное обеспечение;

13) компенсационные выплаты в случае причинения вреда жизни и здоровью;

14) содействие в последующем трудоустройстве».

 

В связи с изменением структуры органов местного самоуправления, изменением порядка их формирования необходимо также уточнить положения, касающиеся деятельности главы администрации города.

В Думу поступил протест прокурора на статью 42 Устава (срок полномочий главы администрации города) В связи с этим пункт 1 статьи 42 необходимо дополнить, что контракт с главой администрации города заключается на срок полномочий городской Думы «, принявшей решение о назначении лица на должность главы администрации города Нижнего Новгорода (до дня начала работы городской Думы города Нижнего Новгорода нового созыва), но не менее чем на два года».

Также ФЗ уточнил, что контракт с главой администрации может быть расторгнут досрочно по инициативе представительного органа и Губернатора не только за неисполнение полномочий «, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных федеральным законом;» (это занятие предпринимательской деятельностью, иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической и творческой, глава администрации не вправе входить в состав органов управления иностранных некоммерческих организаций.

Большой блок уточнений касается принятия городской Думой правовых актов. Состоялось решение суда, который установил, что городская Дума принимает правовые акты в форме решений. Также произошло изменение Федерального закона. Необходимо уточнить статьи 27, 28, 49, 51, 55 Устава.

 

Статью 51 необходимо изложить в новой редакции:

«1. Городская Дума города Нижнего Новгорода по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода, решение об удалении главы города в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода.».

2. Решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода, принимаются большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода, если иное не установлено Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Глава города Нижнего Новгорода в течение 10 календарных дней со дня принятия подписывает и опубликовывает (обнародует) решения городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории города Нижнего Новгорода.

Решение об удалении главы города в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной настоящим Уставом численности депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода. Решение об удалении главы города в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании.

3. Решения городской Думы города Нижнего Новгорода по вопросам организации деятельности городской Думы города Нижнего Новгорода, а также по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Нижегородской области, Уставом города Нижнего Новгорода, не имеющие нормативного характера, принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании городской Думы города Нижнего Новгорода депутатов, если иное не установлено настоящим Уставом, и подписываются главой города Нижнего Новгорода».  

 

Статью 47 предлагается дополнить положениями:

«Комиссия разрабатывает проект Устава города Нижнего Новгорода, проекты правовых актов о внесении изменений в Устав города Нижнего Новгорода, рассматривает проекты, подготовленные субъектами правотворческой инициативы, и дает по ним заключения, рекомендации по их изменению, рассматривает предложения по проектам, вынесенным на публичные слушания, рассмотренным на публичных слушаниях, и дает по ним заключения, принимает итоговый документ (результаты слушаний).»;

«Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту правового акта городской Думы города Нижнего Новгорода о внесении изменений и дополнений в Устав города Нижнего Новгорода, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения Устава города Нижнего Новгорода в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.».

 

Статью 49 необходимо уточнить, что

«2. Изменения и дополнения, внесенные в Устав города Нижнего Новгорода и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания главы города Нижнего Новгорода), вступают в силу после истечения срока полномочий городской Думы города Нижнего Новгорода, принявшей правовой акт о внесении в Устав города Нижнего Новгорода указанных изменений и дополнений.

Изменения и дополнения, внесенные в Устав города Нижнего Новгорода, предусматривающие создание контрольного органа города Нижнего Новгорода, вступают в силу в порядке, предусмотренном пунктом первым настоящей статьи.».

 

 Статью 52.2 необходимо исключить – Федеральный закон предусматривает правовые акты администрации города, а не правовые акты главы администрации города.

 

Статью 63 дополнить новым подпунктом 34 следующего содержания:

«34) имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории города Нижнего Новгорода;».

 

Это основные нормы, подготовленные для изменения Устава города. С момента опубликования данного проекта, вплоть до сегодняшнего дня в городскую Думу поступили замечания и предложения по проекту постановления от управления Министерства юстиции по НО, прокуратуры города, депутатов городской Думы, подразделений администрации города. Эти предложения касаются, в основном, дальнейшей детализации Устава города, уточнения формулировок Устава в связи с изменением федерального и регионального законодательства.

После проведения ПС данные предложения будут проанализированы и рассмотрены комиссией по внесению изменений в Устав города, которая подведет итоги слушаний и сформирует окончательный проект решения о внесении изменений в Устав города. Данный проект (итоги слушаний) будут опубликованы в газете «День города» и вынесены на рассмотрение городской Думы.

 

И.Л.Маслова

 

© Городская Дума Нижнего Новгорода 1999 г.  

в начало страницы